Эффекты для баса
HOME

Эффекты для баса

  
Нужны ли эффекты для баса?
Существует популярное мнение, что лучше сразу больше денег потратить на покупку бас гитары высокого класса, чем тратить их на различные «улучшайзеры» в попытках выжать из бюджетного инструмента более благородный звук.
И можно до бесконечности доказывать, что такое решение более правильное. Но… Во-первых, до такого уверенного взгляда на вещи нужно попросту созреть (сложно убедить начинающего музыканта в том, что хорошая бас гитара в паре с хорошим усилителем не нуждаются в дополнительных электронных звеньях. К такому выводу в прошлом многие музыканты приходили обычно самостоятельно. Но не сразу, а со временем.). Во-вторых, далеко не у всех есть на момент приобретения инструмента высокого класса в наличии необходимая сумма денег, в-третьих, в-четвертых…и т.д. Можно бы и продолжить этот список.
Козырной картой, перекрывающей все эти рассуждения, явиться может, наверное, простой, но железный довод, — смотрим на ютубе видео, в котором один из самых известных джазовых бас гитаристов мира Маркус Миллер играет на замечательном джаз-басе, подключенном в один из лучших басовых кабинетов. Казалось бы, — он уже и так есть, качественный звук. Но при этом возле ног музыканта расположилась целая стайка басовых примочек.

Зачем они Маркусу Миллеру, играющему чаще на звуке, близком к натуральному? Во всяком случае на слух практически не ощущаются включенные в тракт все эти эффекты для баса.
Вот и напрашивается вывод, что эффекты для баса нужны не только для того, чтобы звучание бюджетного инструмента приблизить к высококачественному.

Какие эффекты чаще всего используют бас гитаристы?
Наиболее востребованным эффектом для баса является эквалайзер. Эквалайзеры бывают двух типов, — графические и параметрические. У обоих свои плюсы и минусы. Графический эквалайзер представляет собой несколько полосовых фильтров с возможностью увеличивать или уменьшать усиление в каждой полосе. Параметрический эквалайзер помимо регулировки уровней в ограниченных полосах, умеет еще смещать основную частоту настройки каждого полосового фильтра, и менять добротность каждого фильтра. Обычно полос регулировки у параметрического эквалайзера заметно меньше, чем у графического. Тем не менее этого оказывается достаточно, чтобы «нарулить» нужный тембр.
Какой из эквалайзеров лучше? Так вопрос ставить некорректно. Выбор эквалайзера зависит и от поставленной цели, и отчасти от привычки. Во всяком случае известные музыканты одинаково используют оба вида этих эффектов для баса.

Помимо эквалайзера другим очень популярным эффектом для баса является компрессор-лимитер. Задачи его, — сУзить динамический диапазон, и не допустить перегрузки сигнала по уровню.
Сразу же возникает вопрос, — а так ли это необходимо? В частности, компрессирование сигнала. Ведь хороший инструмент изначально дает достаточно длинный сустейн, а «тише-громче» вполне можно получить и за счет умелого звукоизвлечения. Любовь к компрессору-лимитеру среди начинающих музыкантов понятна, — частично переложить на электронику выравнивание огрехов своей игры. Тем не менее и опытные музыканты довольно часто используют этот эффект для баса. Надобность в этом устройстве может возникнуть, например, при многообразии техник звукоизвлечения. Например, переход с игры пальцами в области звукоснимателей на слэп заметно прибавляет уровень громкости. Если далее последует переход на игру пальцами, то на слух это воспримется как провал звука бас гитары.

Рассмотренные два эффекта для бас гитары являются, пожалуй, самыми основными и популярными. Можно в ряд с ними поставить еще и такое полезное устройство, как преамп. Простыми словами если, то это согласующее звено между инструментом и усилителем. Его практически всегда используют при студийной записи. Применение же преампов в концертной практике или на репетициях, — зависит скорее от класса усилителя и, наверное, от привычки. Отчасти еще и от инструмента (многие современные бас гитары имеют свой встроенный активный темброблок с преампом).
С хорошим специализированным усилителем, в котором качественное звено предварительного усиления, преамп не особо-то и нужен. Если вспомнить, что качественный преамп стОит немалых денег, а примочка бюджетного класса мало что даст при наличии качественного усилителя, то вопрос необходимости в преампе остается открытым.

К менее популярным эффектам для бас гитары относятся октавер, овер-драйв, хорус и другие, вплоть до эффекта вау-вау. Одним словом, — практически это те же всем давно известные примочки, которые используют в своей игре соло-гитаристы. Иногда применяют эффекты, «заточенные» под бас-гитару, иногда достаточно и обычной универсальной гитарной примочки.
Единственное, на что следует обратить внимание, — это на очень аккуратное применение таких эффектов, как хорус и делай. Без дополнительного обрезания нижней частоты на выходе может получиться звуковая каша, что совсем нежелательно. Не забываем, что барабаны и бас-гитара – это основные инструменты ритм-группы.
Существуют разные способы подрезания нижней частоты для пропускания звука через эффекты хорус и делай. Самый простой, — чуть подрезать басы на инструменте или же на эквалайзере (он обычно возглавляет цепочку эффектов). Более изощренный и правильный, — перед эффектом делай ставить еще одно электронное звено в виде активного кроссовера. Последний делит сигнал на 2 составляющие. Более низкую полосу он пропускает мимо эффекта делай, и далее эта полоса поступает на вход следующего звена эффектов. Т.е. эффект делай работает только с верхней полосой звука. Таким образом удается сохранить конкретность звука бас гитары.

Этим кратким обзором не исчерпывается всё многообразие эффектов для бас гитары, которые применяются в современных направлениях музыки. Сама игра на бас гитаре со временем вышла далеко за рамки аккомпанирующего инструмента. Речь не только о джазе, где контрабасу (а позднее вытеснившей его бас гитаре) традиционно давалась возможность ненавязчиво посолировать в нескольких тактах. На сегодняшний день уже немало коллективов, в которых ключевой фигурой является бас гитарист, исполняющий длинные проигрыши, которые по приемам игры и скорости мало чем отличаются от привычных слуху партий соло-гитаристов.

И еще хочется еще напомнить о чем все вроде бы знают, но зачастую забывают, увлекшись своей игрой.
Существует так называемая культура использования электронных примочек. Для большинства эффектов для баса (основных эффектов!…типа эквалайзера, компрессора и т.д.) справедливо следующее, — «Электронные устройства должны быть отрегулированы таким образом, чтоб на слух их присутствие практически не ощущалось».

 

 

 


4string.ru 2011 г.