Игра на бас гитаре
HOME

Игра на бас гитаре

  
Как правильно держать бас гитару?
Этим вопросом задаются все начинающие бас-гитаристы. Однозначного ответа на него нет. Игра на бас гитаре во многом зависит от стиля музыки, которую музыкант выбирает как основную. Положение инструмента определяется набором технических приемов, которые чаще всего использует бас-гитарист. Способом извлечения звука, и многим другим… Привычкой, наконец.

Условно положение бас гитары можно разделить на высокое (инструмент висит на ремне на уровне груди), среднее и низкое (совсем низко, на уровне…ну, вы поняли где…). Также различают положение грифа, — оно бывает почти параллельным полу, линия грифа может составлять угол чуть ли не в 60 градусов относительно пола. И существует много промежуточных значений между эти двумя крайностями.

Высокое положение бас гитары чаще всего можно встретить у джазовых музыкантов, использующих много различных техник во время игры на басе. Такое положение инструмента позволяет развивать большую скорость при игре тэппингом, аккордами и модным в настоящее время слэпом. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что способы игры слэпом различаются, и высокое положение инструмента подразумевает лишь вариацию игры слэпом, когда большой палец правой руки изображает жест «Ок!», «Все отлично!».

Игру на бас гитаре с низким положением инструмента практикуют роковые гитаристы, использующие медиатор.
Нельзя сказать, что скорость при игре пальцами не получается быстрой, в том числе и слэпом (только тут уже другая техника слэпа, — большой палец не оттопырен, а расположен почти параллельно остальным пальцами руки). Но успешно играть на басу тэппингом при низком положении инструмента точно не получится.

И, конечно же, существует большое кол-во средних положений игры на бас гитаре между двумя рассмотренными выше. При средней посадке точное положение бас гитары определяется отчасти формой инструмента и не на последнем месте стоит просто привычка.

Игра на бас гитаре, — пальцами или медиатором?

Часто многие начинающие музыканты стремятся к скоростной игре. Мнения о предпочтительном способе игры для достижения высокой скорости заметно разнятся. Да и живых примеров бас гитаристов, играющих очень быстро, но при этом использующих разные способы звукоизвлечения, довольно много.
На самом деле высокая скорость достигается практически при любом способе игры на басе. И все больше упирается в саму технику игры на бас гитаре, правильную постановку рук, и, конечно же, в труд, потраченный на достижение высоких результатов.

В идеале, конечно же лучше владеть всеми способами звукоизвлечения. Особенно, если вам приходится играть в совершенно разных стилях. Никогда пальцевый способ звукоизвлечения не даст того яркого металлического звука, который получается при игре медиатором в «металлических» стилях музыки. И наоборот, — медиатором не получится теплый звук со множеством окрасок.

Игра на бас гитаре медиатором

При игре на басе медиатором обычно упираются запястьем правой руки в деку или о бридж бас гитары. Реже рука находится в свободном положении.

Медиаторы различаются по размеру, толщине, жесткости. Более тонкие и жесткие медиаторы звучат более ярко, с характерным металлическим оттенком. Мягкие медиаторы ближе по звучанию к пальцам. Выбор медиатора дело сугубо вкусовых предпочтений. Отчасти выбор медиатора зависит и от природной силы пальцев.

Игра на бас гитаре пальцами

Мягкая игра, большое кол-во технических приемов, — это именно игра на бас гитаре пальцами. Джазовые музыканты, как правило, медиатором не играют на басу.
Те же слэп и теппинг играются пальцами.

Игра на бас-гитаре пальцами имеет различия. Можно опираться на звукосниматель большим пальцем (пожалуй, это самый распространенный способ), можно опираться ребром ладони о деку или бридж (способ несколько устаревший, но подходит для получения определенного тембра звука… Иногда это действительно нужно).
При небыстрой игре на бас гитаре многие музыканты использую способ опоры большим пальцем на струну, которая находится над той, которую в данный момент используют.
Еще практикуют способ игры на бас гитаре, когда кисть правой руки ни на что не опирается. Этот способ имеет много преимуществ, но требует гораздо больше времени на освоение.

Игра на бас гитаре возможна двумя пальцами (указательным и средним), тремя (указательным, средним и безымянным). Иногда и всеми четырьмя. Наиболее распространен двухпальцевый метод. По логике 3-х или 4-х пальцевая техника игры на бас гитаре должна дать большую скорость, но на самом деле это не совсем так. Тут свои сложности, связанные с координацией пальцев, а также сложности достижения ровного по громкости и тембру звука, так как щипок указательным и безымянным пальцем звучат все же по-разному. Двухпальцевого способа хватает в большинстве случаев. В том числе и при исполнении скоростных пассажей.

Иногда в медленных произведениях бас-гитаристы используют большой палец, то есть играют на бас гитаре одним лишь большим пальцем. Обычно этот способ звукоизвлечения используется чтоб придать звуку теплую окраску. Считать его полноценным способом звукоизвлечения наряду с 2-х и 3-х-пальцевыми будет неправильно.
Играть одним указательным пальцем….. несколько несерьезно.. )))

В любом случае, независимо от того играете вы двумя или тремя пальцами важно чередование пальцев. Если для двухпальцевого способа очевидно чередование указательного со средним, то в трехпальцевом возможны варианты. Главное, — не допускать повторного щипка одним и тем же пальцем. Это основа!
Но иногда (в медленных произведениях) умышленно делаю щипок тем же пальцем с целью максимально выровнять музыкальную фразу по тембру.

 

 

 


4string.ru 2011 г.